ЗНАКОМСТВО С КОСМЕТИЧЕСКИМ ХИМИКОМ:
АРТЕМИЙ ЕРШОВ
Неподдельный интерес к биологии и химии,
переросший в профессиональную деятельность технолога
Наш сегодняшний герой — косметический химик Артемий Ершов. О том, почему Артемий выбрал профессиональный путь технолога, как организует свою рабочую деятельность, о тонкостях разработки формулы нового шампуня для глубокого очищения SALICYLIC — читайте в этом интервью.
— Как вы выбрали профессию? Почему решили стать химиком-технологом?

— Как и многие мои коллеги и знакомые, тоже работающие химиками в косметической индустрии, изначально я хотел стать врачом. Это первая мысль, которая приходит в голову в школе, когда ты понимаешь, что тебе нравится химия и биология. Однако позже узнаешь, насколько химия многогранная наука и необязательно зацикливаться на чём-то одном. Перед поступлением я выбрал еще несколько вариантов помимо медицины, в том числе технологию парфюмерно-косметических продуктов и пищевую промышленность. Решающим фактором стал неподдельный интерес к не распиаренному на тот момент направлению. И этот интерес в полной мере себя оправдал и продолжает оправдывать даже сейчас.

— Создавая продукт, вы вдохновляетесь другими средствами?

— Как правило, когда приходит техническое задание, есть отправная точка, от которой можно оттолкнуться. Почти всегда есть продукт-референс, либо хотя бы словесное описание того, каким должно получиться финальное средство. Не могу сказать, что черпаю вдохновение от хорошего продукта, который довелось попробовать или увидеть на полке, просто беру на заметку, а также не перестаю убеждаться, что нет предела по качеству и креативу среди идей других технологов. В почете, безусловно, простота состава, минимализм и сдержанность в маркетинге, а также конкретное и понятное описание продукта.

Фото с выставки interCHARM

— Качественный продукт — это всегда дорого?

— Качественный продукт — это индикатор того, что целая команда поработала на славу, прежде чем он появился на полке: технолог разработал действующую формулу средства, благодаря которой косметика не только имеет приятный запах и комфортна по текстуре, но ещё и работает, дизайнер нарисовал этикетку, за которую не стыдно, менеджер по упаковке подобрал тару так, что её приятно держать в руках, и она визуально хороша. А идея, стоящая за продуктом, позволяет объяснить потребителю, для чего он вообще нужен. Отвечая на вопрос, нет, качество не всегда дорого. Качество стоит ровно столько, сколько люди готовы заплатить за все вышеперечисленное и остаться довольными. А числа обсуждать бесполезно, для каждого они имеют разную величину.
— Вы разработали формулу для нового шампуня SALICYLIС. Сколько в среднем уходит времени на создание формулы, и от чего это зависит?

— В большинстве современных компаний, независимо от сложности продукта, время разработки регламентировано. Для создания первых образцов, которые вполне могут уже являться основным продуктом, а дальше вносятся лишь небольшие поправки, требуется до трех-четырех недель. Нижнего порога нет. Если все ингредиенты в наличии, а блестящая идея пришла внезапно, образец может быть готов и за один день. Если же убрать в сторону творческую составляющую процесса, то тестирование на стабильность, ускоренное старение, челлендж-тесты и прочее займут несколько месяцев. Финальная формула, готовая к внедрению в производство, появляется в среднем в течение трех-четырех месяцев. В это время еще входит поиск сырья, поставщиков, будущей упаковки и другое.

— Вашу работу можно назвать творческой. Как вы решаете, какие ингредиенты нужно добавить? Почему в новинке комбинация экстракта гуавы и гидролата розмарина в сочетании с салициловой кислотой и пантенолом?

— Подбор ингредиентов осуществляется в соответствии с техническим заданием. Какую функцию должен выполнять продукт и за счёт чего? У нас изначально задача была поставлена твердо: шампунь для жирных волос с салициловой кислотой. Следовательно, главный актив — салициловая кислота, остальные активы — её группа поддержки.
Салициловая кислота регулирует выработку себума, отшелушивает ороговевшие клетки и в целом способствует восстановлению кожного покрова. Однако, ее подсушивающее действие может вызвать обратный эффект: кожа начнет вырабатывать ещё больше себума. Чтобы это предотвратить, помимо отдельных рекомендаций по использованию средств с салициловой кислотой, в формулу были добавлены «страхующие» активы: гидролат розмарина — активно используется в косметике для проблемной кожи. Он оказывает заживляющее и антиоксидантное действие, также оказывает лёгкий подсушивающий эффект. Розмарин один из самых популярных активаторов роста и восстановления волос, поэтому отлично вписывается в концепцию салицилового шампуня. Экстракт из экзотической гуавы тоже занимает не последнее место среди активов для проблемной кожи. Обладает увлажняющими, противовоспалительными свойствами, а также питает клетки кожи и волос, сохраняя их упругость. Роль пантенола в составе проста — это базовый и очень действенный косметический ингредиент, который можно найти практически в любой косметике. Его задача — увлажнение, уменьшение раздражения кожи, нормализация клеточного функционирования при интенсивном кислотном очищении.

Финальный вариант нового шампуня SALICYLIC

— Бывали ли случаи, когда сделали продукт, а производителю он совсем не понравился? Насколько требовательны наши производители сегодня?

— Был один случай, не назвал бы его провалом, скорее неопределенность. Разрабатывал для заказчика ночной крем для лица на минеральной основе, последние образцы остались без комментариев, человек просто пропал и перестал выходить на связь. Не очень понятно такое поведение, потому что общий язык можно найти всегда, если постараться. Допускаю, что мы просто не поняли друг друга в процессе разработки, тем не менее, любой продукт можно довести до желаемого вида, даже если нужно потратить чуть больше времени, чем обычно. Как правило, большинство заказчиков хотят качественный продукт при минимальных затратах. В любом случае, подход к каждому продукту и заказчику индивидуален. В 99% случаях компромисс всегда находится.
— Считаете ли вы свою работу стрессовой, и как обычно справляетесь с нервным напряжением?

— На моем нынешнем месте работы уровень стресса оптимален. Да, бывают срочные задачи/заказы, случается стресс и на производстве, и при разработке. Творческие тупики, работа на грани дедлайна, всё это присутствует. Главный лайфхак — уметь выдыхать. Проблемы или сложные ситуации должны решаться на холодную голову. А самое важное — не нести стресс от работы в дом, к семье. Это совершенно ни к чему и носит сугубо деструктивный характер для всех. Нужно уметь переключаться.
— Для каких категорий средств вы больше всего любите создавать «рецептуры» и почему?

— Больше всего нравится работать с эмульсиями, кремовыми продуктами. Потому что там самое большое разнообразие. Огромное количество эмолентов, масел, эмульгаторов, загустителей, активов и прочего. Много ингредиентов — много разных текстур, непохожих друг на друга. От такого разнообразия не угасает интерес к работе.

— Что в вашей работе самое любимое и нелюбимое?

— Любимое — читать положительные или даже восторженные отзывы о продукте от потребителя. Убеждаешься в очередной раз, что не зря занимаешься своим делом! Нелюбимое — получать сообщения от продакт-менеджера за 10 минут до конца рабочего дня с текстом: «Нужно срочно рассчитать себестоимость производства 8-ми продуктов. Клиент хочет только европейское сырьё в составе. Отправить нужно вчера.» (Смеется)

— Есть ли такое средство, над созданием которого вы мечтаете поработать, но пока еще не довелось?

— Очень люблю интересные и необычные активные ингредиенты, особенно в сегменте anti-age, но из-за загруженности не всегда доходят руки. К примеру, уже довольно долгое время общаемся с поставщиком морского коллагена и экстрактов икры розового лосося. Хотелось бы попробовать сделать anti-age сыворотку с доказанной эффективностью. Мне нравится, когда я уверен, что мой продукт точно работает в таком сложном ключе. Пока что был успешный опыт с anti-age кремом для лица.

— А есть ли такие, за которые не хотелось бы даже браться?

— Декоративная косметика — губные помады, тушь, румяна, тональные кремы и тому подобное. В этой отрасли множество нюансов и особенностей, отличительных от уходовой косметики.

— Покупая уход в магазине, читаете состав? Есть ли такие компоненты/ингредиенты, увидев которые в составе, вы сразу откажетесь от покупки? Поделитесь лайфхаками, на что обращать внимание?

— Уходовую косметику не покупаю практически никогда, за редким исключением, если попадется действительно что-то интересное. Всё, что нужно, будь то крем или шампунь, могу изготовить сам. (С улыбкой) Состав читаю обязательно. Говоря про шампунь, точно не взял бы с жесткими ПАВ: SLS/SLES. Сейчас много более мягких и безопасных альтернатив. Например, я предпочитаю Sodium Coco Sulfate в составе, если требуется усиленное очищение. Также меня отталкивает, когда в составе пишут, что вода в сочетании с разными отварами и экстрактами (Aqua with…). Это эффективный маркетинговый ход, но, во-первых, это никак не проверить, во-вторых, ненужное усложнение состава, в-третьих, вода по факту от этого полезнее не становится.

Следует обратить внимание на три вещи при подборе шампуня:

1) Спокойная этикетка. Без обилия кричащих надписей и «зелёных» знаков, используемых под видом экологических сертификатов. Должно быть написано краткое и понятное название продукта и его основные активные ингредиенты.
2) Простой состав (имеется ввиду не слишком длинный). Исключение — узконаправленные/профессиональные продукты. Сейчас есть тренд на упрощение состава, и это говорю не я, а потребители, покупатели. Чем проще состав «гуглится», тем лучше.
3) Выбирать шампунь по своему типу волос. Не следует злоупотреблять тем же SALYCYLIC, если у вас нормальный тип волос, т.к. он предназначен для борьбы с жирностью. Его можно использовать для нормальных волос какое-то время, но обязательно добавлять в уход увлажняющие и восстанавливающие средства. Иначе это приведет к тому, что кожа головы может стать более жирной.

— Делится ли шампунь на мужской и женский? И подходят ли «женские» баночки для мытья головы мужчинам?

— Если не вдаваться в детали, то не делится. Результат от применения и женского, и мужского шампуня один — чистые волосы и кожа головы. Женские средства, безусловно, могут подойти и мужчинам. Они отличаются по аромату и цвету. Если разобрать глубже, различия волос и кожи головы у мужчин и женщин определенно имеются: у мужчин волосы более плотные, жесткие, кожа выделяет больше себума. В соответствии с этим мужчинам требуется более глубокое очищение, выраженное обезжиривание волос и сохранение свежести и чистоты надолго. Поэтому такие ингредиенты, как SLS/SLES, ментол, эфирное масло мяты, различные антибактериальные и противоперхотные компоненты популярны в мужских шампунях. Женским волосам нужен более бережный и питательный уход. В составах встречаются протеины пшеницы, риса, растительные масла, аминокислоты и прочее. Прежде всего нужно разобраться со своим типом волос и подобрать шампунь именно для него, мужской или женский — второй вопрос.

— Обращение к читателю. Что бы вы сказали покупателю перед тем как он купит и попробует новый салициловый шампунь SALICYLIС?

— Не бойтесь пробовать новое, желаю каждому человеку находить подходящую ему косметику и получать от использование исключительно удовольствие и пользу.